воскресенье, 29 августа 2021 г.

5 фраз, которые нельзя говорить первокласснику


Родители всех школьников нервничают накануне первого сентября не меньше, а то и больше своих детей. Но особняком здесь стоят папы и мамы первоклассников. Вчерашние детсадовцы испытывают целую гамму чувств: страх, любопытство, волнение. Желая подбодрить детей и настроить на учебу, мы иногда добиваемся совершенно противоположного результата. Какие фразы нельзя говорить будущему школьнику накануне его первого Дня знаний?

Конечно, все дети разные, и слова, которые напугают одного ребенка, совершенно не впечатлят другого. Но все же некоторые напутствия будут лишними.

Закончилась твоя веселая жизнь, начинается школа!

В средних и старших классах ребенок уже способен сформировать собственное отношение к школе и учителям. Но для первоклашки взрослые все еще остаются авторитетом. И от настроя родителей во многом зависит, с радостью или страхом чадо пойдет на урок. Часто взрослые надеются, что подобные фразы привьют серьезное отношение к учебе, заставят быть более внимательным, ответственным. Но на самом деле это вызывает лишь тревогу, которая мешает концентрироваться и воспринимать новую информацию.

В школе будет куда веселее, чем в садике, вот увидишь!

Противоположный, слишком радостный и оптимистичный настрой – тоже вариант так себе. В большинстве случаев учеба в школе не похожа на увлекательное приключение, и если готовить ребенка к нему, то он сильно разочаруется.

Помните старый анекдот, когда первого сентября нарядный первоклассник приходит домой, швыряет в угол портфель, проходит мимо накрытого стола и обиженно бросает родителям: «Что же вы заранее не предупредили, что вся эта ерунда на одиннадцать лет?»

Конечно, до такого вряд ли дойдет, но в целом после пары недель учебы доверие ребенка к словам взрослых пошатнется.

В нашей семье троечников не было!

В первом классе оценки не ставят, что не мешает детям до слез бояться троек, двоек и просто критики педагога. И если родители заранее транслируют школьнику, что ждут от него только отличных результатов, то это становится тяжелой нагрузкой. Ребенок начинает думать не о знаниях или новых навыках, а о том, как не расстроить маму, не разочаровать папу и не огорчить бабушку с дедушкой, которые тоже ждут результатов. Такие дети часто в слезах упрашивают педагогов не ставить им плохие оценки, а на контрольных делают ошибки исключительно от волнения.

Если учитель только повысит голос или обидит, сразу говори!

К сожалению, среди педагогов встречаются не только добрые, мудрые и любящие свою работу люди. Но не стоит заранее настраивать ребенка на плохое или демонстрировать негативное или пренебрежительное отношение к учителям.

Ребенок может начать бояться их, предвзято относиться к любым словам и ждать подвоха. Бывает, что школьник специально преувеличивает масштабы строгости учителя, чтобы привлечь внимание мамы с папой. Чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно, можно просто чаще повторять, что любите его и всегда будете на его стороне. Понять же, что происходит в классе, можно по тому, как ребенок будет говорить о школе и насколько охотно идти туда.

Да первый класс это ерунда, настоящая учеба начнется в пятом!

Такой подход – самое настоящее обесценивание. Даже если вы всего лишь хотите подбодрить ребенка, он услышит совершенно другое. И, конечно, расстроится, поскольку для него школа и все, что с ней связано, – важное и торжественное событие. И очень здорово, если родители смогут разделить его настрой и вместе порадоваться новому этапу в жизни.

Летидор



пятница, 30 июля 2021 г.

Безопасные каникулы

Памятка для родителей о безопасности детей в летний период

Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми, надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):

формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;

проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;

решите проблему свободного времени детей;

помните! Поздним вечером и ночью детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;

постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;

не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;

объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;

убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;

плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей.

Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь - подчас минута может обернуться трагедией;

обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;

взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;

проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;

изучите с детьми правила езды на велосипедах, квадроциклах, скутерах, мопедах, мотоциклах.

Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам.

Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость с огнем; непотушенные угли, шлак, зола, костры; незатушенные окурки, спички; сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса; поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще Вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!

Каждый год от падений с высоты гибнет огромное количество детей. Будьте бдительны! Никогда не держите окна открытыми, если дома ребенок!

Чаще всего из окон выпадают дети в возрасте от года (когда ребенок начинает ходить) и до 5-6 лет. Почему вообще это происходит? За последние годы количество пластиковых окон в наших домах увеличилось в разы, с одной стороны – это хорошо, новые окна - удобство и чистота, но, с другой стороны, родители должны понимать ту опасность, которая кроется в новом окне. Когда мы сами были детьми, в наших домах стояли старые деревянные рамы, открыть которые было достаточно сложно даже взрослому человеку.

Теперь пластиковое окно открывается очень легко, а, если оно снабжено ещё и антимоскитной сеткой, то в таком случае оно становится ещё более опасным для ребенка. Он подсознательно воспринимает москитную сетку как защитный барьер, опирается на неё и происходит непоправимое.

Многие родители разрешают своим детям играть на подоконниках – этого не нужно делать, чтобы ребенок не привыкал к тому, что окно и подоконник – это место для его игр и развлечений.

Вам кажется, что Вы рядом, но секунда, на которую Вы отвлечетесь, может стать последней в жизни Вашего ребенка!

Статистика детских травм за последние 5-6 лет все больше пугает детских врачей – среди ДТП, ожогов и других трагедий, которые могут произойти с маленьким человеком, все более прочное место занимают травмы, которые получают дети при падении из окон.

Никогда не оставляйте ребенка без присмотра!Установите на окна блокираторы, чтобы ребенок не мог самостоятельно открыть окно!

Памятка для родителей по безопасности детей в летний (отпускной) период

Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период.

Во-первых: ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.

Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:

без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;

ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;

переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;

проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;

в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.

Во-вторых: при выезде на природу имейте в виду, что
при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;

детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;
за купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;
во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;

решительно пресекать шалости детей на воде.

В-третьих: постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома. Ежедневно повторяйте ребёнку:

Не уходи далеко от своего дома, двора.

Не бери ничего у незнакомых людей на улице.

Сразу отходи в сторону.

Обходи компании незнакомых подростков.

Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

Не садись в чужую машину.

На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома.

Сделайте все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!
 

Профилактика травматизма у детей

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.

Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в следующих направлениях:

Устранение травмоопасных ситуаций.

Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.

Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;

падение с кровати, окна, стола и ступенек;

удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);

поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Падения

Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:

не разрешать детям лазить в опасных местах;

устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели.

Порезы

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.


Травматизм на дороге.

Из всевозможных травм на травму, полученную в ДТП, приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, которые попали в ДТП, оказались под колесами другой машины. Дети должны знать и соблюдать ПДД, когда переходят дорогу.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.

Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как роллинг (катание на роликовых коньках), который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом - малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой. Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Научите правильно падать - вперед на колени, а затем на руки. Кататься нужно подальше от автомобильных дорог. Научите детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

Ожоги

Ожогов можно избежать, если:

держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;

прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Отравления

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Медикаменты также необходимо хранить в недоступных для детей местах.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!



 

пятница, 9 июля 2021 г.

Как реагировать на плохие оценки — и ещё 4 вопроса родителям будущих первоклашек

 А вы сможете на них ответить?

 


О подготовке детей к школе родители заботятся заранее: разговаривают, объясняют, отвечают на вопросы. Психолог Светлана Дмитриева поразмышляла, какие вопросы о школе родители должны задать себе. И как правильно на них ответить.

1. Вы готовы включаться в учебные дела ребенка?

В современной школе участие родителей в обучении не просто приветствуется, но нередко даже навязывается. Да и сам ребёнок часто рассчитывает на вашу помощь. Причины могут быть разные: неуверенность в себе, тревожность, нежелание делать самому, неумение организовать себя, трудности в понимании смысла задания или что-то еще.

Как вы будете к этому относиться? С удовольствием займетесь совместным творчеством или станете злиться, что вас отрывают от дел? Будете клеить всю ночь поделку, лишь бы ребенка похвалили, или спокойно отнесетесь к тому, что в этот раз он не окажется в числе первых?

Чтобы эти вопросы не застали врасплох, оцените свои психологические и физические ресурсы, а также сопоставьте их с возможностями ребенка. Если он действительно будет нуждаться в помощи, а у вас не будет времени ее оказать, подумайте, кому эту миссию можно делегировать.

Важно уже сейчас объяснить первоклашке, на что он может рассчитывать с вашей стороны, и к кому может обратиться в разных ситуациях. Главное — показать, что вы действуете в его интересах, даже если ваше участие ограничивается простым ободрением.

2. Что вы будете считать успехом, а что — неудачей?

Все родители надеются, что ребенок будет хорошо учиться и вести себя в школе. Но что значит «хорошо»? Кто-то считает трагедией одну помарку в тетради, а кого-то не слишком волнует даже вызов к директору за драку. Кто-то полностью полагается на мнение учителя, а кто-то от него совсем не зависит.

Но самое важное — не столько определить критерии успеха, сколько соотнести их с возможностями ребенка. Если ожидания окажутся завышенными, вы рискуете стать вечно недовольным родителем, а ребенок может так и не дождаться нужного ему как воздух поощрения. А ведь ваша оценка будет сильно влиять на его отношение к себе как к ученику, на его школьную мотивацию. Занижение планки на время убережет вас от стресса, но в долгосрочной перспективе также может отрицательно повлиять на желание ребенка учиться.

3. Как вы будете реагировать на неудачи?

К сожалению, в нашей культуре чаще можно наблюдать не взвешенное поведение, а крайности в реакции взрослых на ошибки ребенка: они либо наказываются, либо игнорируются (если родители считают, что ребенка надо только хвалить). В первом случае родители, как и ребенок, будут находиться в неблагополучном эмоциональном состоянии. Во втором они на какое-то время уберегут себя от стресса, но бесконечно закрывать глаза на ошибки все равно не получится. И ни в том, ни в другом случае ребенок не получает адекватной информации о результате своей работы и о том, как его улучшить. Самая конструктивная тактика — сочетание поддержки и работы над ошибками.

Вот простой пример этих трех вариантов реакций. Ребенок показывает родителям строчку букв в прописях:

«Все плохо, ты не старался, все переписать!»

«Все прекрасно, ты гений!»

«Мне кажется, вот эти буквы самые красивые, а тебе какие больше нравятся? Давай подумаем, чем они отличаются от остальных, как тебе удалось их так хорошо написать. Может, попробуешь написать еще несколько, глядя на эти, самые лучшие?» — это сбалансированная реакция.

Этот вопрос касается не только учебных результатов ребенка, но и его отношений с одноклассниками или учителем.

4. Как вы будете реагировать на успех?

Вопрос не менее важен, чем вопрос об отношении к неудачам. О том, как влияет на психологическое состояние ребенка наша реакция на его успех, мы задумываемся редко. Но ведь успех можно воспринимать по-разному: ревниво, восхищенно, удивленно, безразлично. Можно преувеличивать его, а можно обесценивать. В каждом случае ребенок получает определенный посыл: «Ты отлично справился, я горжусь тобой, продолжай в том же духе», «Да, получилось неплохо, но тебе все равно не стать таким умным, как папа», «Ты лучше всех, как обычно, и заслуживаешь подарка», «Даже если ты прыгнешь выше головы, мне все равно», «Можно было и лучше» и так далее.

Мнение взрослых выражается не только в словах, можно показать его и молча, ребенок все равно поймет. Каждая реакция очень важна, это маленький вклад в самооценку ученика, и от родителей во многом зависит, какой она будет.

5. Кем вы будете для ребенка в случае конфликтов со школой?

От школьных проблем не застрахован даже самый послушный ребенок. Конфликт в школе — всегда большой стресс для всех участников. Родители по-разному ведут себя в ответ на претензии к ребенку: одни без раздумий присоединяются к обвиняющей стороне, другие начинают слепо защищать его, даже не вникая в суть спора. Ни тот, ни другой вариант не приносит пользы: обвинительная позиция родителей травмирует ребенка, а слепая защита ведет к безнаказанности и повышает риск повтора ситуации.

Важно искать баланс: показать ребенку, что вы его любите, несмотря ни на что, но при этом вместе сделать анализ ошибок и найти способы, которые помогут избежать их в дальнейшем.

Конечно, заранее представить все детали школьной жизни вы не сможете, в ней всегда много неожиданностей. Но поразмышлять над этими вопросами стоит. Обдумав свою линию поведения заранее, вы обеспечите стабильность и предсказуемость отношений в семье и убережете и себя, и ребенка от лишнего стресса.

https://mel.fm/




воскресенье, 6 июня 2021 г.

НЕДОВОЛЬСТВО РОДИТЕЛЯ – СЕРЬЕЗНЫЙ СТРЕСС ДЛЯ РЕБЕНКА

Как вы думаете, что чувствует ваш ребёнок, когда вы его ругаете? Просто вспомните себя в детстве в подобной ситуации...

Вот ребенок. Он что-то сделал не так. Он понимает, что родитель им недоволен. Для ребенка недовольство родителя – это всегда серьезный стресс, даже если кажется, что «ему все трын-трава». Привязанность требует от него нравиться своему взрослому, это гарантия его помощи и защиты. Если взрослый недоволен, ребенку, природной, иррациональной части его психики, всегда страшно: вдруг уйдет, бросит, больше не будет моим? Тогда я пропал.

Это происходит неосознанно, внешним, разумным мозгом ребенок вполне может быть уверен, что вы его не оставите, что так не бывает, чтобы детей разлюбили из-за двойки или потерянной шапки. Но внутреннему мозгу все эти разумные соображения неинтересны.

Родитель явно рассержен, его голос, лицо, поза выражают гнев, неприязнь, разочарование – все, угроза привязанности обнаружена, в лимбической системе срабатывает внутренний детектор, включается сирена. Тем более сильная, чем сильнее разгневан взрослый, чем сильнее и чаще он злился прежде.

Сирена включается – внешний мозг «зависает».
Все, с этого момента все ваши умные-разумные доводы и призывы – пустое сотрясение воздуха.
Вы обращаетесь к верхнему мозгу – ну, а он в отлучке. «Абонент временно недоступен».
Вы это замечаете и сердитесь еще больше:
«Ты меня вообще слушаешь или нет? Я что, со стенкой разговариваю?
Ты о чем думаешь?»
Да ни о чем он не думает, не может просто.

Помните ли вы сами, что чувствовали, когда родители вас ругали?

Дети описывают это по разному:
«Мне кажется, что меня разрывает на кусочки»,
«Мне хочется исчезнуть»,
«Мне так плохо, что даже тошнит»,
«Я сразу плачу, а папа за это сердится».

Это, как вы понимаете, уже те дети, которые способны высказать свои чувства словами, то есть пятилетние хотя бы.
Что чувствует годовалый, мы точно не знаем. Можем только себе представить.

Людмила Петрановская



МАМА МЕНЯ УБЬЁТ

 

Сначала я решила, что кто-то выпал из окна - таким ужасным и громким был детский крик. Рванула к подъезду и увидела девочку лет двенадцати. Она ревела в голос.

- Ребёнок, что случилось? Упала? Тебя ударили? Где болит?

Она воет и не останавливается.

Подхожу, беру за руку, смотрю в глаза.

- Что случилось?!

- Меня мама убьёт... Я новые джинсы порвала.. Я боюсь идти домой...

- Тихо. Спокойно. Я сейчас придумаю, как помочь.

Она притихает. Ждет.

- Я могла бы забрать тебя к себе и зашить джинсы.

Она кивает и хочет идти со мной.

- Но прости - не могу. У меня электричка и очень важная встреча. Человек улетает, и мне обязательно надо с ним встретиться.

Она опять начинает выть.

- Значит, так. Маму надо остановить.
Ты входишь домой и начинаешь очень громко плакать, как сейчас. Можно ещё громче. И сразу с порога говоришь, что упала и наверное сломала ногу. Мама испугается за тебя, а пока поймет, что всё обошлось, рваные джинсы уже не покажутся такой большой потерей. Поняла? Повтори.

Кивает, повторяет.

Я побежала на маршрутку, а она побрела в сторону соседнего подъезда. Видела, как она долго не решалась открыть входную дверь.

Сейчас ей достанется. Мать накинется из-за несчастных джинсов, даже не подозревая, что 10 минут назад её ребенок был готов уйти с абсолютно незнакомой женщиной..

Я думала об этой и сотнях других матерей и отцов.. и о себе тоже..

- Только потеряй мне кроссовки - будешь босиком на физкультуру ходить.. Разорвешь новую куртку/ потеряешь телефон - домой не приходи!

Вот они и не приходят..

Мы много чего говорим в порыве страсти. В 90% это всего лишь наши эмоции, неверно сформулированные мысли о том, что вещи стоят дорого и нам обидно, когда дети их рвут и теряют.

Дети слышат другое: потеряю или сломаю - будет плохо. И чтобы это плохо избежать, они готовы вообще уйти из дома, принимать и просить помощи у любого незнакомца, но только не у своих родителей.

А пока ребёнок думает, что для нас новые джинсы или сломанный телефон важнее, чем его жизнь, мы подвергаем его опасности.

Да, потерянные телефоны и дорогие вещи действительно жалко. И ребёнок должен нести за них ответственность. Ну и пусть несёт. Потерял дорогой - ходи с кнопочным, порвал штаны - ходи в разодранных.

Наша задача - сделать так, чтобы ребёнок отвечал за свои вещи и поступки, а главное - чтобы был абсолютно уверен: дома всегда безопаснее, чем на улице. А мы, родители, - первоисточник помощи, защиты и поддержки.

Марианна Шевченко






четверг, 3 июня 2021 г.

«Подростковый суицид: как избежать трагедии



 
Суицидальное поведение предоставляет собой одну из глобальных проблем современного общества. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления  суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.

Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован к близким прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.

Самоубийство -  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.           

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период,  который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка  возникают пассивные  мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему  лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в  75 %  случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия - это  суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Причины суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

3).  Дисгармония в семье.

4). Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания).

5). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

6). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Дети, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, бесполезность и часто приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

 

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

- погруженность в размышления о смерти,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Возможные мотивы

Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

-  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

-  учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

-  убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

-   наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

-  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

-  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

-   наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

-  проявление интереса к жизни;

-   привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

-  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

-   планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

-   негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Суицидальное действия у детей и подростков  часто носят «демонстративный характер», могут приобретать черты «суицидального шантажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:

-         жестокое обращение окружающих

-  нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам;  практика унизительных и жестоких наказаний

-         проблемы в школе

-         неразделенная любовь.

Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния -  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно внушить ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

-  вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

-   внушать им оптимизм и надежду;

-   проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Таким образом, только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны научиться активно слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих этого будет достаточно, чтобы не переступить  черту.